ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ
БИОЛОГИЯ (8 кл)

Поурочные планы по биологии для 8 класса.

Поурочные планы на по биологи для 8-го класса.

Вы можете купить эту версию поурочных планов за 3 у.е.

Для этого нужно щелкнуть по ссылке "КУПИТЬ" и отправить SMS на указанный номер. В ответ Вам будет выслан пароль, который разрешит закачку.

 

     Список тем:

 

  1. Место человека в системе живых организмов.
  2. Контроль по материалам раздела 1 и 2.
  3. Клетка, её строение и химический состав.
  4. Жизненные свойства клетки.
  5. Внутренняя среда организма.
  6. Ткани и органы.
  7. Ткани. Типы тканей, их свойства.
  8. Организм - единое целое.
  9. Организм и среда.
  10. Органы. Системы органов.
  11. Железы внутренней секреции. Гормоны. Гипофиз.
  12. Строение и функции щитовидной железы.
  13. Железы внутренней секреции. Гормоны. Гипофиз.
  14. Строение и функции щитовидной железы.
  15. Строение и функции нервной системы.
  16. Рефлекс и рефлекторная дуга.
  17. Строение головного мозга.
  1. Большие полушария головного мозга.
  2. Вегетативная нервная система. Контроль знаний по теме нервная система.
  3. Органы чувств (анализаторы).
  4. Органы обоняния, слуха, вкуса и осязания.
  5. Опорно-двигательная система.
  6. Значение опорно-двигательной системы.
  7. Скелет человека.
  8. Оказание первой помощи при повреждениях скелета, растяжении, вывихах, переломах.
  9. Полугодовая контрольная работа.
  10. Виды мышц, их строение и свойства.
  11. Внутренняя среда организма. Состав крови, клетки крови, свертываемость.
  12. Тканевая жидкость, лимфа. Иммунная система организма.
  13. Группы крови, резус фактор. СПИД.
  14. Строение сердца. Регуляция сердечной деятельности.
  15. Кровеносные сосуды.
  16. Контрольная работа по теме Сердечно-сосудистая система. Дыхание. Органы дыхания.
  17. Обобщающий урок по теме органы дыхания.

 

 


Пример разработки урока:

 


  • Урок 27.  Виды мышц, их строение и свойства

 

Цели урока:

Обучающая: В ходе урока ознакомить учащихся с особенностями строения, а так
                    же свойствами и классификацией мышц.
Развивающая: Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь на
                    основе материала урока.
Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Организационный момент. План урока.

Основная часть.


     МЫШЦЫ, ИХ СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ

 

     Мышцы как активная часть опорно-двигательной системы выполняют функцию движения. Они осуществляют дыхательные движения, движения глаз, глотание, обеспечивают мимику и образование звуков. Мышцы вместе со скелетом придают форму телу, удерживают его в равновесии и перемещают в пространстве.


     Каждая скелетная мышца состоит из мышечных пучков, покрытых одной общей гладкой  соединительнотканной оболочкой. Между мышечными пучками расположены кровеносные сосуды и нервы. Мышечные пучки в свою очередь образованы поперечнополосатыми мышечными волокнами.

     В каждой мышце различают сокращающуюся часть - мышечное брюшко (тело) и несокращающуюся - сухожилие, с помощью которого мышцы прикрепляются к костям. Сухожилия обладают большой прочностью. Скелетные мышцы обоими концами прикрепляются к костям, что обеспечивает движение частей тела. Только мимические мышцы прикреплены одним концом к кости, а вторым - к коже.

     У человека более 400 скелетных мышц. Они составляют около 1/3 массы тела взрослого человека. Среди скелетных мышц различают мышцы короткие и толстые, широкие и плоские, расположенные в основном на туловище, а также длинные и тонкие, которые находятся на конечностях. Скелетные мышцы перекидываются через один, иногда через два и более суставов (сгибатели предплечья, кисти, пальцев). Сокращаясь, мышца укорачивается, утолщается и движется относительно соседних мышц. Укорочение мышцы сопровождается сближением ее концов и костей, к которым она прикрепляется. В каждом движении участвует обычно несколько групп мышц. Мышцы одной группы, например передние мышцы  плеча, сокращаются одновременно. Их называют синергистами.


     Мышцы противоположной группы в это время расслабляются. Это мышцы-антагонисты (сгибатель - двуглавая мышца и разгибатель - трехглавая). В каждом движении участвуют мышцы, совершающие его и противодействующие ему, что придает движению точность и плавность.


     Мышцы тела человека:


1 - Двуглавая, 2 - Трехглавая, 3 - Мышцы предплечья, 4 - Мышцы кисти, 5 - Икроножная,
6 - Ягодичная, 7 - Мышцы затылка, 8 - Большая грудная, 9 - Мышцы брюшного пресса,

10 - Мимические мышцы лица, 11 - Дельтовидная


Биология 8 кл. Поурочные планы.

 

     НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЦ


     Согласованное чередование сокращения и расслабления разных групп мышц обеспечивается нервной системой и носит рефлекторный характер. Рефлекс - это ответная реакция организма на раздражение, протекающая при участии нервной системы. Путь, по которому проходят нервные импульсы (возбуждение) от рецепторов к исполнительному органу, называется рефлекторной дугой.

Рефлекторная дуга состоит из 5 звеньев:


  • воспринимающие раздражение рецепторы;
  • центростремительный (чувствительный) нейрон;
  • вставочный нейрон, или нервный центр, где происходят анализ и переключение возбуждения с чувствительных клеток на двигательные;
  • центробежный нейрон (двигательный);
  • исполнительный орган, отвечающий на раздражение;
  • Рефлекторные дуги сухожильных рефлексов, например коленного, состоят из двух нейронов: чувствительного и двигательного (нет вставочного нейрона).

 

     Скелетные мышцы иннервируют часть нервной системы, которая называется соматической нервной системой. Она обеспечивает быструю реакцию мышц на раздражение. Кроме того, мышцы иннервируются и вегетативной нервной системой, стимулирующей их работоспособность.
 

     Работа мышц носит рефлекторный характер. В каждом мышечном волокне есть чувствительные нервные окончания, которые воспринимают информацию о напряжении мышечных волокон и степени их сокращения. По центростремительным волокнам возбуждение от рецепторов поступает в центральную нервную систему (в задние рога спинного мозга и далее - в чувствительные ядра головного мозга), В центральной нервной системе осуществляется передача возбуждения через вставочные нейроны на
двигательные нейроны, и по центробежным волокнам в мышцу поступает импульс, вызывающий ее сокращение. Одновременно в мышцах-антагонистах возникает торможение и они расслабляются. При некоторых положениях тела мышцы-антагонисты и мышцы-синергисты могут находиться в одинаковом состоянии, например в расслабленном, когда рука свисает вдоль тела, или в сокращенном, когда рука
зафиксирована в локтевом суставе. Мышечный рефлекс может начинаться с раздражения зрительных, слуховых, осязательных рецепторов или рецепторов, находящихся в самой мышце или сухожилиях.

     В регуляции безусловно-рефлекторных движений участвует мозжечок. Движения, ставшие автоматическими в результате многократного повторения в течение жизни, регулируются подкорковыми ядрами головного мозга. Кора осуществляет условно-рефлекторную регуляцию произвольных движений, центры которых находятся в передней центральной извилине (зона двигательного анализатора).

     В организме мышцы никогда не бывают полностью расслаблены. Даже когда мышцы не работают, они находятся в некотором напряжении - тонусе, благодаря чему обеспечивают устойчивость тела и равновесие.

     Работа мышц может быть измерена произведением массы поднятого груза на высоту его поднятия. Работа мышцы равна нулю, если она сокращается без груза. При увеличении массы груза работа возрастает до определенного уровня, а затем начинает снижаться. При своем сокращении мышца способна поднять большой груз, который во много раз превосходит массу самой мышцы. Сила мышцы измеряется максимальной массой груза, который она может поднять, и зависит от числа ее мышечных волокон и их толщины.

     Наибольшую работу по поднятию или переносу груза человек может совершить, если груз не очень тяжел и не слишком легок. Если груз очень большой и мышца не может его поднять, работа также  становится равной нулю. Большое значение имеет ритм работы: и очень быстрая, и очень медленная работа быстро приводит к утомлению, в результате объем выполненной работы значительно снижается. При среднем для данной мышцы грузе и разном ритме его поднятия наибольшей окажется работа мышцы при среднем ритме сокращений. Влияние темпа и нагрузки мышц на их работоспособность установлено русским физиологом И. М. Сеченовым. Средние величины нагрузок и темпа неодинаковы для разных людей и зависят от их профессии.

     Мышцы сокращаются в ответ на различные раздражения. В процессе мышечного сокращения участвуют АТФ, белки миофибрилл и ионы кальция. При раздражении мышцы ионы кальция устремляются внутрь мышечного волокна и активируют белок миозин. В результате этого АТФ расщепляется на АДФ и фосфорную кислоту и освобождается энергия, которая идет на сокращение мышцы. Тонкие нити миофибрилл втягиваются в промежутки между толстыми, что приводит к укорочению миофибрилл и
сокращению мышцы. Энергия, необходимая для синтеза АТФ, освобождается в результате гликолиза - расщепления глюкозы до молочной кислоты и дальнейшего ее распада с участием кислорода до СО2 и Н2О. При тяжелой мышечной работе благодаря нервной регуляции усиливаются функции дыхания и кровообращения, в результате чего улучшается снабжение мышц кислородом и глюкозой.

     При длительной работе возникает утомление, которое развивается тем быстрее, чем больше нагрузка на мышцы и чаще их сокращение. Снижение работоспособности мышц обусловлено двумя основными причинами. Первой является накопление в мышцах в связи с недостатком кислорода недоокисленных продуктов обмена (молочной кислоты и др.). Они вызывают утомление нервных центров, управляющих работой мышц. Второй причиной является истощение в мышцах энергетических запасов (в первую очередь гликогена), так как при длительной интенсивной работе кровь не успевает снабжать мышцы питательными веществами. Когда мышца прекращает работу и находится в состоянии покоя, кровь выносит из нее продукты обмена, приносит кислород и питательные вещества, и работоспособность мышцы восстанавливается. В основе рациональной организации физического труда лежит правильная дозировка нагрузки и ритма работы.

     Систематическая интенсивная работа мышц приводит к усилению кровоснабжения мышц и костей, к которым они прикрепляются. В результате увеличивается масса мышечной ткани, что влечет за собой усиленный рост кости. Слабые мышцы плохо поддерживают туловище в нужном положении, появляются сутулость, искривление позвоночника, которые нарушают нормальную деятельность сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и пищеварения. При хорошем развитии мышц прочнее становится скелет и
крепче здоровье. Для предупреждения развития плоскостопия (уплощение свода стопы) в период роста организма нельзя носить тесную обувь, а также длительно носить обувь на высоком каблуке. Высокие каблуки способствуют развитию патологических отклонений в строении стопы и функции нижней конечности, так как центр тяжести переносится на более слабую переднюю часть стопы. В этих условиях расслабляются связки стопы и передние мышцы голени, возможны растяжения и разрывы связок, вывихи. При плоскостопии у людей во время ходьбы и при длительном стоянии возникает боль в своде стопы. Таким образом, физические упражнения и соблюдение гигиенических требований к ношению обуви способствуют правильному формированию скелета и помогают сохранить здоровье.

Физминутка.

Текущий контроль, закрепление материала (проверка понимания). 5- 7 мин.
1. Составить опорную схему по П. 25,26.
2. 1в- А(стр 88-89), С(стр 91), 1,4,7,10,13,16,19,22,
2в- В(стр 88-89), А(стр 90), 2,5,8,11,14,17,20,23,
3в – С(стр 88-89), В(стр 90), 3,6,9,12,15,18,21,24,

Итоговый контроль, анализ урока.

Д/З П. 25,26.

 



Купить планы по биологии для 8 класса за CMC     Цена: 3 у.е.

 

 

 

Ещё поурочные планы

 

 


Наверх

  •  
  •  

Copyright © 2008

Rambler's Top100          Resurs.kz: сайты Казахстана и раскрутка сайта